Администрация города Салехарда
17 октября 2025 года г. Салехард
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о результатах общественных обсуждений
«Проект генерального плана городского округа город Салехард»
Количество участников общественных обсуждений: 95.
Реквизиты протокола общественных обсуждений: № 11 от 17 октября 2025 года.
В ходе общественных обсуждений замечания и предложения: поступили.
Предложения и замечания, поступившие от граждан, постоянно проживающих на территории,
в пределах которой проводятся общественные обсуждения
1. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
В материалах генерального плана отсутствует дорога по ул. 2-ая Береговая, необходимая в связи со строительством жилого комплекса.
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно учесть. Расширение улично-дорожной сети повысит транспортную доступность территории планируемой жилой застройки и уровень благоустройства.
2. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Прежней редакцией генерального плана города ряд улиц (Республики, Броднева, Подшибякина, Мичурина, Чкалова и др.) был предусмотрен под реконструкцию. Учитывая транспортную загруженность города, считаю необходимым выполнить реконструкцию.
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно учесть. Определение перечня объектов в области автомобильных дорог, планируемых к размещению или реконструкции, подлежит дополнительной проработке. Реконструкция улиц позволит увеличить пропускную способность проезжей части, уровень благоустройства.
3. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Расширить многофункциональную общественно-деловую зону до координат Н2 (Х 1571113.43 Y 2527969.06) и H3 (X 1571034.54 Y 2527920.05) с целью дальнейшего расширения деятельности предпринимательства на смежной территории, предполагается развитие инфраструктуры путём увеличения производственных мощностей и модернизации оборудования. Это позволит расширить спектр предоставляемых услуг, повысить качество обслуживания населения и обеспечить стабильные поставки необходимых товаров и материалов.
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно учесть. Увеличение зоны смешанной и общественно-деловой застройки в районе ул. Игарская создаст условия для развития предпринимательства, размещения объектов обслуживания населения. Определение границ функциональной зоны подлежит проработке с учетом совокупности экономических, экологических, социальных и иных факторов.
4. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Против исключения из границ населённого пункта (предложение поступило от 2 участников общественных обсуждений).
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Граница населенного пункта устанавливается документом территориального планирования муниципального уровня (генеральным планом), таком образом относится к полномочиям органа местного самоуправления.
5. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Против исключения территории НТСН «Надежда» из границ населенного пункта города Салехард. Против генплана, в котором территория НТСН «Надежда» не находится в черте города. Включить территорию ДНТ «Надежда» в состав городского округа Салехард / в черту города Салехарда (предложения поступили от 6 участников общественных обсуждений).
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. Проектными решениями предусматривается установление границ населенного пункта Салехард, при которых территория НТСН «Надежда» не входит в границы населенного пункта, земельные участки НТСН «Надежда» отнесены к категории – земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 217-ФЗ) установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при соответствующем обосновании. В проекте генерального плана территория НТСН «Надежда» расположена в границах городского округа город Салехард.
6. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Против исключения территории НТСН «Север» из границ города Салехарда / населенного пункта город Салехард. Включить территорию НТСН «Север» в город Салехард, состав городского округа Салехард / в черту города Салехарда (предложения поступили от 32 участников общественных обсуждений).
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. Проектными решениями предусматривается установление границ населенного пункта Салехард, при которых территория НТСН «Север» не входит в границы населенного пункта, земельные участки НТСН «Север» отнесены к категории – земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии со статьей 23 Закона № 217-ФЗ установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при соответствующем обосновании. В проекте генерального плана территория НТСН «Север» расположена в границах городского округа город Салехард.
7. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
В связи с тем, что фактически земельные участки, расположенные на ДНТ «Север» и ДНТ «Надежда», используются для индивидуального проживания предлагается включить эти территории в границы города Салехард. Против исключения из границ города, т.к. это влечёт ухудшение жизненных условий. Невозможно заключить договор на откачку ЖБО, вывоз мусора. Нет дорог и никто их не чистит зимой. Оставить людей, проживающих на данной территории в черте города, живущих в более некомфортных условиях в связи с отсутствием инфраструктуры (предложения поступили от 7 участников общественных обсуждений).
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. В проекте генерального плана территории НТСН «Север», НТСН «Надежда» расположена в границах городского округа город Салехард.
Закон № 217-ФЗ в пункте 1 статьи 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Согласно пункту 5 статьи 3 закона № 217-ФЗ к имуществу общего пользования относятся расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд земельные участки и находящиеся на них объекты, используемые для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории. Имущество общего пользования используется исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество, и не могут являться объектами местного значения городского округа.
В силу пункта 16.21 Правил благоустройства городского округа город Салехард, утвержденных решением Городской Думы от 02.09.2022 № 59, обязанность по созданию, ремонту и содержанию контейнерных площадок в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан возлагается на их органы управления.
В силу статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Элементы улично-дорожной сети на территории товариществ не являются объектами (автомобильными дорогами) местного значения.
8. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Против исключения ДНТ «Север» из границ населенного пункта г. Салехард: развить и улучшить инфраструктуру ДНТ «Север», решить вопрос касаемо дорог и их дальнейшего асфальтирования. Необходимо своевременное обслуживание дорог общего пользования, газовое отопление, освещение улиц. Жители теряют право пользоваться услугами местного самоуправления, такими как благоустройство дорог, обеспечение транспортом общего пользования. Территория фактически оказывается вне зоны обслуживания коммунальных служб города, теряя гарантии централизованного водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и вывоза мусора (предложения поступили от 4 участников общественных обсуждений).
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. В проекте генерального плана территория НТСН «Север» расположена в границах городского округа город Салехард.
Закон № 217-ФЗ в пункте 1 статьи 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Согласно пункту 5 статьи 3 закона № 217-ФЗ к имуществу общего пользования относятся расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд земельные участки и находящиеся на них объекты, используемые для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории. Имущество общего пользования используется исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество, и не могут являться объектами местного значения городского округа.
В силу пункта 16.21 Правил благоустройства городского округа город Салехард, утвержденных решением Городской Думы от 02.09.2022 № 59, обязанность по созданию, ремонту и содержанию контейнерных площадок в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан возлагается на их органы управления.
В силу статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Элементы улично-дорожной сети на территории НТСН «Север» не являются объектами (автомобильными дорогами) местного значения.
9. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Включить территорию ДТН «Надежда» в границы населенного пункта и генеральный план г. Салехард для перевода земель в категорию земель населённых пунктов и обеспечения жителей юридическими и инфраструктурными благами, что даёт право на капитальное строительство и регистрацию проживания. Данные меры соответствуют целям развития территории и повысят качество жизни населения и эффективность использования земель.
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. В проекте генерального плана территория НТСН «Надежда» расположена в границах городского округа город Салехард, земельные участки НТСН «Надежда» отнесены к категории – земли сельскохозяйственного назначения. При переводе земельных участков СНТ из категории земель населенного пункта в категорию сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования данных участков не изменяется и граждане, владеющие земельными участками в этих товариществах, обладают всеми правами и обязанностями жителей города Салехарда. В соответствии с приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» на земельных участках с видом разрешенного использования «ведение садоводства» предусматривается возможность размещения жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости) и других объектов.
Для граждан, постоянно проживающих на территории НТСН «Надежда», сохраняется возможность пользоваться инфраструктурой городского округа г. Салехард, в том числе продолжится их обслуживание такими обслуживающими организациями как почтовые отделения, отделения полиции, скорая помощь, организации, осуществляющие вывоз ТБО, городской общественный транспорт, объекты образования, здравоохранения и другими.
10. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Органом местного самоуправления инициирована разработка Генерального плана города Салехард с разрешением вопросов, связанных с исключением земельных участков НТСН «Север» из территории населенного пункта.
Решением Городской Думы г. Салехард от 19.02.2015 г. № 5 «О внесении изменений в Генеральный план города Салехард» территорию НТСН «Север» исключили из населенного пункта изменив категорию земель с земель «населенного пункта» в земли «сельхозназначения», при этом изменение категории земель проведено с грубым нарушением законодательства.
Постановлением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.2021г по делу №2а-241/2021 восстановлены права жителей НТСН «Север» и действующий основной нормативно-правовой акт, утвержденный решением Городской Думы г.Салехард от 29.04.2020г №37 «Об утверждении Генерального плана города Салехарда» признан недействующим в части не включения в границы населенного пункта территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером №89:08:07:0101:226 (вся территория НТСН «Север»), расположенного по адресу: ЯНАО, г. Салехард, в северной части города.
Согласования в соответствии с ч. 2 ст. 25 ГрК РФ на исключение наших земельных участков из границ населенного пункта и изменения им категории с земель «населенного пункта на земли «сельхозназначения» высший исполнительный орган субъекта РФ, в чью компетенцию в соответствии с законодательством это входит, никогда не предоставлял.
Однако с момента вступления в законную силу решения суда (2021г) Администрация города Салехард бездействует и всячески уклоняется от обязанности внести изменения в официальные документы, в выписках ЕГРН земельные участки НТСН «Север» до сих пор указаны в категории земель «сельхозназначения» и к гражданам применяются положения Генерального плана города в части, признанной недействующей.
Сейчас в очередной раз предпринимается попытка исключить территорию НТСН «Север» из категории земель «населенного пункта» в земли «сельскохозяйственного назначения»...
Какие-либо обоснования такого территориального планирования отсутствуют, кроме как попытки Администрации города Салехард снять с себя ответственность и обязательства перед жителями НТСН «Север».
Получается, что поселок Горнокнязевск, территориально не имеющий границы с городом Салехард, мы присоединяем, а поселок НТСН «Север», имеющий общую границу, – исключаем из границ населенного пункта…
При этом хочется отметить, что жители НТСН «Север» имеют городскую прописку и пополняют своими налоговыми платежами именно бюджет города Салехард, при этом увеличивают количество жителей города что учитывается как один из критериев при дотационном бюджете.
Исключение территории НТСН «Север» из границ населенного пункта нарушает и ограничивает права граждан, проживающих на данной территории.
Блага, которые граждане в населённом пункте получают бесплатно, для жителей за границами населенного пункта становятся платными или не оказываются вообще.
Мы, жители НТСН «Север», выражаем категорическое несогласие с исключением территории НТСН «Север» из границ населенного пункта и перевода категории земель наших земельных участков с земель «населённого пункта» в земли «сельскохозяйственного назначения» (предложения поступили от 2 участников общественных обсуждений).
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. Судебные акты судов апелляционной инстанции по НТСН «Север» исполнены, о чем направлена соответствующая информация в суд округа. Решение Городской Думы от 19.02.2015 № 5 в оспариваемой части отменено в связи с несоблюдением процедуры принятия. Из судебных актов следует, что принятие судами решения о признании нормативного правового акта не действующим (в части) не означает, что судом на Думу города Салехарда может быть возложена обязанность по включению земельных участков в границы населенного пункта город Салехард, поскольку в силу принципа разделения властей суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов местного самоуправления. В рамках административных дел не определялась правовая судьба земельных участков, правообладателями которых является НТСН «Север» (собственники и арендаторы земельных участков), а осуществлялась судебная проверка в порядке нормоконтроля конкретных нормативных правовых актов.
Проект генерального плана города Салехарда до его утверждения подлежит согласованию в установленном порядке, в том числе с исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.
В проекте генерального плана территория НТСН «Север», поселок Горнокнязевск расположены в границах городского округа город Салехард. Поселок Горнокнязевск не входит в границы населенного пункта город Салехард, является самостоятельным населенным пунктом.
В соответствии со статьей 23 Закона № 217-ФЗ установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при соответствующем обосновании.
При переводе земельных участков СНТ из категории земель населенного пункта в категорию сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования данных участков не изменяется и граждане, владеющие земельными участками в этих товариществах, обладают всеми правами и обязанностями жителей города Салехарда. Для граждан, постоянно проживающих на территории НТСН «Север», сохраняется возможность пользоваться инфраструктурой городского округа г. Салехард.
11. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Выполнить корректировку границ зоны садоводства и огородничества, обозначенной в проекте. Обоснование необходимости корректировки: Территория, выделенная под зону садоводства и огородничества, расположена в болотистой местности, с оврагами и ручьями, что делает невозможным её эффективное использование для сельскохозяйственных целей. Овраги, болота и ручьи существенно осложнят организацию инфраструктуры. Организация садоводческих и огороднических участков на данной территории потребует значительных финансовых вложений в мелиоративные работы и отсыпку участков, которые могут оказаться экономически нецелесообразными. Предложение по корректировке: рассмотреть возможность уменьшения площади зоны садоводства и огородничества. В такой зоне должна быть территория пригодная для сельскохозяйственных целей.
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно учесть. Определение границ функциональной зоны садоводства, огородничества подлежит проработке с учетом совокупности экономических, экологических, социальных и иных факторов.
12. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Установить санитарный разрыв не менее 100 метров между функциональными зонами жилищного строительства и территорией инфекционного корпуса для выполнения требований СанПиН 3.3686-21. Данное замечание обусловлено необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращения возможного распространения инфекционных заболеваний.
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно учесть. Определение границ жилой зоны по ул. Ангальский Мыс подлежит проработке с учетом совокупности экономических, экологических, социальных и иных факторов, санитарных норм.
Предложения и замечания, поступившие от иных участников
общественных обсуждений
13. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Против исключения территории земель НТСН «Север» из черты города. (предложения поступили от 5 участников общественных обсуждений).
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. Проектными решениями предусматривается установление границ населенного пункта Салехард, при которых территория НТСН «Север» не входит в границы населенного пункта, земельные участки НТСН «Север» отнесены к категории - земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии со статьей 23 Закона № 217-ФЗ установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при соответствующем обосновании. В проекте генерального плана территория НТСН «Север» расположена в границах городского округа город Салехард.
14. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Учитывая фактическое использование земельных участков на территориях ДНТ «Север» и «Надежда» для постоянного проживания, а не для рискованного развития садоводства из-за неблагоприятного климата, целесообразно включить указанные территории в черту города Салехарда. Это позволит обеспечить жителей полноценными городскими услугами, такими как инфраструктура, социальные объекты и административная поддержка, улучшив качество их жизни и облегчив доступ к необходимым ресурсам и услугам. НТСН «Надежда» и НТСН «Север» включить в территорию города, сделать микрорайоны. Учесть территории ДНТ Надежда и Север в границы города и перевести их из земель сельхозназначения в земли населенных пунктов (предложения поступили от 5 участников общественных обсуждений).
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. В проекте генерального плана территории НТСН «Надежда» и НТСН «Север» расположены в границах городского округа город Салехард, земельные участки НТСН Север, НТСН «Надежда» отнесены к категории - земли сельскохозяйственного назначения. При переводе земельных участков СНТ из категории земель населенного пункта в категорию сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования данных участков не изменяется и граждане, владеющие земельными участками в этих товариществах, обладают всеми правами и обязанностями жителей города Салехарда.
Для граждан, постоянно проживающих на территории товариществ, сохраняется возможность пользоваться инфраструктурой городского округа г. Салехард, в том числе продолжится их обслуживание такими обслуживающими организациями как почтовые отделения, отделения полиции, скорая помощь, организации, осуществляющие вывоз ТБО, городской общественный транспорт, объекты образования, здравоохранения и другими.
15. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Не исключать земли НТСН «Север» из границ городского округа, так как жители не могут являться получателями социальных программ. Подключение к газовым и водонапорным сетям невозможно, хотя проходят по границам участка товарищества. Зимой счета за отопление электричеством доходят до 50 000 рублей. На территории товарищества постоянно проживают более 3 000 жителей, из них огромное количество семей являются многодетными, и эти участки они получали для строительства и улучшения жилищных условий, а по факту сейчас большую долю семейного бюджета тратят на коммунальные услуги. На территории товарищества отсутствуют детские сады, школы, лечебные учреждения, не осуществляется доставка и отправка почты. Жители НТСН «Север» платят налоги, которые пополняют казну города.
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. Вопросы реализации социальных программ, установления тарифов за коммунальные услуги не относятся к предмету общественных обсуждений.
В силу статьи 7 Закона № 217-ФЗ товарищество обеспечивает создание благоприятных для ведения гражданами садоводства и огородничества условий (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иных условий). При этом согласно Устава городского округа город Салехард (принят на референдуме жителями города Салехарда 16.03.1997) городской округ имеет собственную территорию, которую составляют земли в установленных границах независимо от форм собственности и целевого назначения. В границах территории городского округа находится населенный пункт город Салехард с прилегающей территорией. Территория товарищества, расположенная на прилегающей территории, также входит в границы городского округа. Граждане, владеющие земельными участками в товариществе, обладают всеми правами и обязанностями жителей (населения) городского округа город Салехард.
16. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Территорию ДНТ «Надежда» включить в границы муниципального образования/ черту города Салехард, внести в генплан города Салехард. (предложения поступили от 10 участников общественных обсуждений).
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. Проектными решениями предусматривается установление границ населенного пункта Салехард, при которых территория НТСН «Надежда» не входит в границы населенного пункта, земельные участки НТСН «Надежда» отнесены к категории - земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии со статьей 23 Закона № 217-ФЗ установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при соответствующем обосновании. В проекте генерального плана территория НТСН «Надежда» расположена в границах городского округа город Салехард.
17. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Против генерального плана в текущем виде, поскольку в нем территория НТСН «Надежда» отсутствует в черте города. Решение суда о незаконности выведения НТСН за пределы городской черты давно вступило в силу, и путь для реализации решения суда – как раз включение территории НТСН в черту города.
Выражается несогласие в связи с повторным исключением НТСН Надежда из черты населенного пункта Салехард. Судебной коллегией по административным делам Второго апелляционного суда г. Санкт-Петербург от 24.11.2021 г. по делу Nº 3a-122/2021 восстановлены права жителей НТСН «Надежда» и действующий основной нормативно-правовой акт, утвержденный решением Городской Думы г. Салехард от 29.04.2020 г Nº37 «Об утверждении Генерального плана города Салехарда» признан недействующим в части не включения в границы населенного пункта территории в границах ранее существовавшего земельного участка с номером Nº89:08:07:0101:255 (вся территория НТСН «Надежда»), расположенного по адресу: ЯНАО, г . Салехард, в северной части города (предложения поступили от 2 участников общественных обсуждений).
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. Признание нормативного правового акта не действующим (в части) не означает, что судом на Городскую Думу возлагается обязанность по включению этого земельного участка в границы населенного пункта, поскольку в силу принципа разделения властей суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований. Определение границ населенного пункта, утверждение Генерального плана городского округа является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. В соответствии со статьей 23 Закона № 217-ФЗ установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при соответствующем обосновании.
18. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Органом местного самоуправления инициирована разработка Генерального плана города Салехард с разрешением вопросов, связанных с исключением земельных участков НТСН «Север» из территории населенного пункта.
Решением Городской Думы г. Салехард от 19.02.2015 г. № 5 «О внесении изменений в Генеральный план города Салехард» территорию НТСН «Север» исключили из населенного пункта изменив категорию земель с земель «населенного пункта» в земли «сельхозназначения», при этом изменение категории земель проведено с грубым нарушением законодательства.
Постановлением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.2021 г. по делу №2а-241/2021 восстановлены права жителей НТСН «Север» и действующий основной нормативно-правовой акт, утвержденный решением Городской Думы г.Салехард от 29.04.2020 г. № 37 «Об утверждении Генерального плана города Салехарда» признан недействующим в части не включения в границы населенного пункта территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером №89:08:07:0101:226 (вся территория НТСН «Север»), расположенного по адресу: ЯНАО, г. Салехард, в северной части города.
Согласования в соответствии с ч. 2 ст. 25 ГрК РФ на исключение наших земельных участков из границ населенного пункта и изменения им категории с земель «населенного пункта на земли «сельхозназначения» высший исполнительный орган субъекта РФ, в чью компетенцию в соответствии с законодательством это входит, никогда не предоставлял.
Однако с момента вступления в законную силу решения суда (2021 г.) Администрация города Салехард бездействует и всячески уклоняется от обязанности внести изменения в официальные документы, в выписках ЕГРН земельные участки НТСН «Север» до сих пор указаны в категории земель «сельхозназначения» и к гражданам применяются положения Генерального плана города в части, признанной недействующей.
Сейчас в очередной раз предпринимается попытка исключить территорию НТСН «Север» из категории земель «населенного пункта» в земли «сельскохозяйственного назначения» ....
Какие-либо обоснования такого территориального планирования отсутствуют, кроме как попытки Администрации города Салехард снять с себя ответственность и обязательства перед жителями НТСН «Север».
Получается, что поселок Горнокнязевск, территориально не имеющий границы с городом Салехард, мы присоединяем, а поселок НТСН «Север», имеющий общую границу – исключаем из границ населенного пункта…
При этом хочется отметить что жители НТСН «Север» имеют городскую прописку и пополняют своими налоговыми платежами именно бюджет города Салехард, при этом увеличивают количество жителей города что учитывается как один из критериев при дотационном бюджете.
Исключение территории НТСН «Север» из границ населенного пункта нарушает и ограничивает права граждан, проживающих на данной территории.
Блага, которые граждане в населённом пункте получают бесплатно, для жителей за границами населенного пункта становятся платными или не оказываются вообще.
Мы, жители НТСН «Север», выражаем категорическое несогласие с исключением территории НТСН «Север» из границ населенного пункта и перевода категории земель наших земельных участков с земель «населённого пункта» в земли «сельскохозяйственного назначения» (предложения поступили от 2 участников общественных обсуждений).
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. Судебные акты судов апелляционной инстанции по НТСН «Север» исполнены, о чем направлена соответствующая информация в суд округа. Решение Городской Думы от 19.02.2015 № 5 в оспариваемой части отменено в связи с несоблюдением процедуры принятия. Из судебных актов следует, что принятие судами решения о признании нормативного правового акта не действующим (в части) не означает, что судом на Думу города Салехарда может быть возложена обязанность по включению земельных участков в границы населенного пункта город Салехард, поскольку в силу принципа разделения властей суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов местного самоуправления. В рамках административных дел не определялась правовая судьба земельных участков, правообладателями которых является НТСН «Север» (собственники и арендаторы земельных участков), а осуществлялась судебная проверка в порядке нормоконтроля конкретных нормативных правовых актов.
Проект генерального плана города Салехарда до его утверждения подлежит согласованию в установленном порядке, в том числе с исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.
В проекте генерального плана территория НТСН «Север», поселок Горнокнязевск расположены в границах городского округа город Салехард. Поселок Горнокнязевск не входит в границы населенного пункта город Салехард, является самостоятельным населенным пунктом.
В соответствии со статьей 23 Закона № 217-ФЗ установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при соответствующем обосновании.
При переводе земельных участков СНТ из категории земель населенного пункта в категорию сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования данных участков не изменяется и граждане, владеющие земельными участками в этих товариществах, обладают всеми правами и обязанностями жителей города Салехарда. Для граждан, постоянно проживающих на территории НТСН «Север», сохраняется возможность пользоваться инфраструктурой городского округа г. Салехард.
19. Содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений:
Выражается несогласие с предложением о выводе за пределы границ города Салехард территорий дачных некоммерческих товариществ «Север» и «Надежда» по следующим основаниям.
В Материалах по обоснованию проекта Генерального плана (стр. 112) приведены тезисы, которые, по мнению разработчиков, объясняют данное решение. В частности, указано, что эти территории:
- относятся к зоне наибольшей дискомфортности климата;
- развитие садоводства в Салехарде экономически нецелесообразно;
- оно может привести к экологическим проблемам и потере ресурсов;
- данные земли целесообразнее использовать для развития жилых территорий.
Однако ни один из перечисленных тезисов в Материалах по обоснованию не раскрыт, не подкреплен фактическими данными, расчетами или ссылками на научные источники, в связи с чем вызывает обоснованные сомнения и требует критического анализа.
Контраргументы:
1. Климатические ограничения преодолимы с помощью современных технологий. Утверждение о климатической дискомфортности игнорирует существование и успешное применение адаптивных технологий, позволяющих эффективно заниматься садоводством и огородничеством в условиях Крайнего Севера.
2. Экономическая целесообразность имеет комплексный характер. Тезис об экономической нецелесообразности является спорным. Садоводство в условиях Салехарда носит в первую очередь рекреационный и социальный характер. Его экономический эффект не следует оценивать исключительно с позиций агропромышленного производства. Финансовые затраты и риски в рамках ДНТ несут сами граждане, что не предполагает прямых бюджетных потерь.
3. Экологический аспект трактуется неверно. Утверждение о возможных экологических проблемах необоснованно. Напротив, благоустроенные территории ДНТ выполняют важные экологические функции:
- являются зеленым буфером между городской застройкой и природными ландшафтами;
- способствуют сохранению почвенного покрова и поддержанию биоразнообразия;
- выполняют роль рекреационных и средообразующих территорий.
Экологическую угрозу представляет как раз неконтролируемая застройка, тогда как плановое развитие зон огородничества осуществляется с соблюдением природоохранных норм. Тезис о «потере ресурсов» не расшифрован и не ясно, о каких именно ресурсах идет речь.
4. Социально-градостроительная ценность ДНТ недооценена. Противопоставление развития жилых территорий и зон рекреации в лице ДНТ является ошибочным. Эти функции взаимодополняют друг друга.
– Повышение качества жизни: Наличие доступных загородных рекреационных зон вблизи города – важнейший компонент комфортной городской среды, напрямую повышающий привлекательность Салехарда для проживания.
– Снятие социальной напряженности: Садоводства выполняют роль социального «клапана», предоставляя горожанам возможность для психологической разгрузки и отдыха на природе.
– Развитие инфраструктуры: Организация подъездных путей к ДНТ «Север» и «Надежда» является логичной частью развития улично-дорожной сети (УДС) всего города, интегрируя эти территории в общую транспортную систему.
Таким образом, предложенный вывод ДНТ «Север» и «Надежда» за границы населенного пункта не имеет убедительного и развернутого обоснования. Сохранение и интеграция этих территорий в границы города Салехард, напротив, является стратегически верным решением, направленным на создание сбалансированной, комфортной и экологически устойчивой городской среды, что особенно важно в условиях Крайнего Севера.
Пересмотреть решение в отношении территорий ДНТ «Север» и ДНТ «Надежда», сохранив их в границах населенного пункта города Салехард.
Аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний:
Целесообразно не учитывать. Согласно п. 4.3 материалов по обоснованию в текстовой форме: «зона садоводства, огородничества в генеральном плане установлена в северном направлении от границ города Салехард, где расположены ДНТ «Север» и ДНТ «Надежда». Учитывая, что город Салехард относится к зоне наибольшей дискомфортности климата, считаем, что развитие садоводства в Салехарде будет не только экономически нецелесообразным, но также может привести к экологическим проблемам и потере ресурсов, которые лучше использовать для развития жилых территорий с обслуживающей инфраструктурой и организацией нормативного профиля улично-дорожной сети». Выводы рассматриваются в совокупности со стратегическими приоритетами социально-экономического и пространственного развития (раздел 2 материалов по обоснованию в текстовой форме), условиями и ограничениями развития территории (раздел 3 материалов по обоснованию в текстовой форме).
Приведенная позиция объясняет в связи с чем проект не предусматривает увеличение площади, покрываемой зоной садоводства, огородничества. В проекте генерального плана территории НТСН «Надежда» и НТСН «Север» сохраняются в границах городского округа город Салехард, земельные участки НТСН «Север», НТСН «Надежда» отнесены к категории - земли сельскохозяйственного назначения.
Выводы по результатам общественных обсуждений:
Процедура проведения общественных обсуждений выполнена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доработанный по результатам общественных обсуждений и прошедший процедуру согласования проект генерального плана городского округа город Салехард будет направлен Главе города Салехарда для принятия решения в соответствии с частью 9 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации о согласии с проектом и направлении его в Думу города Салехарда или об отклонении проекта и направлении его на доработку.
Протокол общественных обсуждений № 11 от 17 октября 2025 года и настоящее заключение о результатах общественных обсуждений являются обязательным приложением к проекту генерального плана городского округа город Салехард.
Председатель С. В. Кучер





