наверх

Форсайт по-северному

«ПК» № от 2 марта 2017
Форсайт по-северному

«Новому поколению Арктики – доступное качественное образование!» – под таким лозунгом объединились участники форума.

С солнцем в руках

Около трёхсот пятидесяти человек заявились для участия в обсуждении стратегии кадрового обеспечения Арктики на её новом этапе промышленного освоения. Среди них – представители Фризской академии из Нидерландов, Университета Арктики из Финляндии, соревнований «ArcticSkills» из Норвегии, Ставангерского морского технического колледжа из Норвегии, эксперты из Швеции, Канады и США. Также приехали специалисты Министерства образования и науки, Российского союза промышленников и предпринимателей, Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», крупных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Ямала, участники образовательных систем из Ханты-Мансийского и Ненецкого автономных округов, Красноярского края, Архангельской области, представители межрегионального совета профессионального образования Уральского федерального округа.

Форум начался с ритуала очищения огнём, который дал старт положительному настрою и удаче в деловом общении. Приветствуя участников форума от имени губернатора округа, его заместитель Татьяна Бучкова отметила, что в образовании работают люди, умеющие держать в руках солнце, и пожелала, чтобы этот огонёк никогда не погас, оставаясь гарантом сохранения и развития Арктики. Она подчеркнула, что вопросы профессионального образования невозможно рассматривать вне контекста экономического развития того или иного субъекта Российской Федерации.

– Успешность региона зависит от того, какое поколение пополнит трудовые коллективы предприятий, действующих на территории субъекта. Насколько профессиональные умения и навыки сможет получить молодёжь в колледжах. Позволят ли они развивать экономику на новых высокотехнологичных основаниях. Нужно понимать, что именно необходимо улучшить в вопросах профобучения, исходя из запроса работодателей, – отметила Татьяна Бучкова и добавила, что на Ямале, отвечая на вызовы времени, связанные с острой потребностью в кадрах технической направленности, активно расширяется сеть профильных, корпоративных классов, развивается практика участия в чемпионатах «Молодые профессионалы». Содействие в подготовке учащихся и студентов на уровне современных требований оказывают и предприятия ТЭКа, которые обеспечивают практическую стажировку.

Говоря об образовании детей коренных народов Севера, замгубернатора отметила, что на Ямале сложилась собственная практика подготовки детей к школе в местах кочевий. Это позволяет не отрывать их от семьи и традиций своего народа.

Яркое и самобытное выражение некоторых направлений, предложенных для обсуждения на форуме, продемонстрировала региональная выставка «Образовательный этнопарк «Аркториум», которая состоялась в Музейно-выставочном комплексе имени Шемановского. Её участники – руководители образовательных учреждений и педагоги. Они представили творческие работы детей, национальные костюмы и лучшие практики дополнительного образования. В рамках выставки прошли мастер-классы, экскурсии по школьным этнопаркам, выступили детские фольклорные коллективы и исполнители. По словам руководителя окружного департамента образования Марины Кравец, которые прозвучали во время открытия выставки, сегодняшний этнопарк – это результат труда всех школ округа, в которых бережно хранят традиции коренных малочисленных народов Севера.

Форсайт – взгляд в будущее

В первый же день форума стартовала открытая форсайт-лаборатория молодых специалистов «ArcticGeneration&ArcticSkills + 20». Активными сотрудниками лаборатории в тот день стали студенты и преподаватели профессиональных образовательных организаций, старшеклассники школ Салехарда, Лабытнанги, Приуральского района, модераторы команд.

Предложенные инструменты позволили оценить будущее развития науки, экономики, общества, а также определить стратегические направления исследований и развития Арктики на ближайшие двадцать лет. Интересен был ожидаемый результат по разработке версий перечня ТОП-15 приоритетных профессий для регионов Арктических территорий на перспективу в те же два десятилетия. Будет дан новый импульс к развитию самых востребованных в регионе профессий и специальностей, возможно и ранее не существовавших.

Профессии с северным колоритом

Фестиваль арктических профессий, развернувшийся в аудиториях Ямальского многопрофильного колледжа, можно считать одним из ключевых событий образовательного форума. Гостям и участникам предложили посетить тринадцать мастер-классов по арктическим профессиям. Среди них – «Ямальское рукоделие», «Северное многоборье и национальные виды спорта», «Этнотуризм», «Северный танец», «Кочевой учитель, воспитатель», «Ямальская навигация», «Разъездной фельдшер» и другие.

Представляя гостям и экспертам форума, а также школьникам мастер-класс «Разъездной фельдшер», выпускники колледжа по специальности «Лечебное дело» развернули работу фельдшерско-акушерского пункта. Именно здесь и располагаются разъездные фельдшеры, которые должны научить молодых мамочек ухаживать за новорождённым в условиях тундры, делать инъекции, перевязки, оказывать первую помощь.

– Эти ребята в апреле уходят на государственную практику, потом – получение диплома. Вполне возможно, что кто-то из них летом в реальных условиях уже приступит к работе. Группа сильная, очень хорошо учатся и ответственно относятся к избранной профессии, – говорит Ирина Кныш, заведующая практикой отделения естественнонаучного профиля Ямальского многопрофильного колледжа.

Студентка Ада Сэротэтто пока на мастер-классе в роли молодой мамы, которая пришла на приём к фельд­шеру. Пока она не определилась с местом работы после выпуска, но односельчане ждут её на родине, в посёлке Панаевск.

– Я там нужна и всех знаю, по­этому всё-таки это главнее. Свои же! Надеюсь на помощь и понимание, среди родных буду комфортнее себя чувствовать, – поделилась планами на будущее без пяти минут разъездной фельдшер.

В мастер-классе «Кочевой учитель, воспитатель» участвовали младшие школьники санаторно-лесной школы. Классом при кочевом обучении в тундре становится чум, где одновременно могут учиться дети разного возраста.

– У нас здесь ученики третьего и четвёртого классов, обучение строится как в малокомплектной школе, – говорит Анини Вадимовна, так представилась молодая учительница, в роли которой выступила студентка колледжа. Анини планирует после получения профессии «Учитель начальных классов» поехать в родной посёлок Ныда Надымского района.

Рядом студентка третьего курса по специальности «Дошкольное образование» Олеся Максарова одновременно занимается с группой дошкольников, имитируя занятия в кочевом детском саду. Она уверена, что её профессия воспитателя будет востребована всегда.

«Северный этнотуризм – это реально!» – таков девиз развёрнутого на огромной площадке мастер-класса с разработкой туристических маршрутов по Ямалу на четырёх языках. Наиболее привлекательными и для иностранцев, и для россиян остаются этнографические туры «Летнее кочевье», «Зимнее кочевье», «Сплав по реке Собь Полярного Урала», «В гости к Ямал Ири на Полярный круг» и другие. Всего на Ямале сегодня возможно развернуть более двадцати маршрутов с участием туристов в национальных обрядах, охоте, рыбалке, проживанием в чумах и дегустацией национальных блюд, поездками на оленьих упряжках.

– Когда наши студенты были на практике в турфирмах, они и разрабатывали эти туры в качестве защиты своей практики. У каждой фирмы были свои туристические маршруты, и ребята знакомились с уже существующими правилами работы по ним. Собравшись вместе, они охватили весь Ямал. Сегодня собранный материал представлен здесь, – с гордостью прокомментировали итоги работ своих студентов преподаватели Ирина Солдатова и Нина Лялина.

Их помощники в представлении мастер-класса по «Этнотуризму» Таня Хороля и Вероника Пырысева, будущие менеджеры по туризму. Они признались, что выбрали эту профессию, потому что любят путешествовать, познавать мир, встречаться с новыми людьми. Через пять месяцев они получают диплом и не переживают, что останутся без работы:

– Вокруг много возможностей для туризма. Люди всегда хотят где-то хорошо отдохнуть, познать незнакомые места, познакомиться с самобытной культурой многих народов. У нас на Ямале, которым мы очень гордимся, есть что посмотреть и чему удивиться.

Ямал в «ArcticSkills»

Ямальские специалисты подчёркивают, Арктический образовательный форум является хорошей площадкой для обсуждения основных вызовов профессионального развития человека в условиях экономического роста Арктической зоны, где предстоит выработать общие подходы к введению новых профессий, которые будут востребованы в недалёком будущем. Кроме того, предполагается, что Ямал станет полноценным участником международного движения «ArcticSkills» с собственными ямальскими компетенциями, среди которых будут ямальский орнамент, национальная кухня, кочевой воспитатель и выездной фельдшер.

Фото к статье
Форсайт по-северномуФорсайт по-северномуФорсайт по-северномуФорсайт по-северномуФорсайт по-северномуФорсайт по-северному
Фото:Артём ТЫТЮК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт